Каждый, кто мало-мальски знаком с гитарой, сталкивается с проблемой -настройкой.
Кто-то - раз в неделю, кто-то - ежедневно. И, что самое интересное,
большинство людей производят настройку неправильно. Разумеется, я
говорю о настройке гитары без тюнера - он всю работу делает за Вас (хотя и там есть нюансы).
Основы: вторая, четвертая, пятая и шестая струны, зажатые на пятом
ладу, конечно не одновременно, должны звучать в тон с предыдущими (1-й,
3-й, 4-й, 5-й). Третья струна, зажатая на четвертом ладу должна звучать
в тон со второй. Это - классический строй
шестиструнной гитары. Бывают и другие строи, например Рамштайн играет
на строе D-open, где шестая струна настроена на ре. Это - тема
отдельного разговора.
Первое, на что необходимо обращать внимание - это как Вы собираетесь
играть: медиатором, пальцами, слайдом, щипком... Чем Вы будете играть,
тем и дергайте струны при настройке.
Почему? Ключ - в разной силе воздействия на струну. Попробуйте дернуть
струну (особенно басовую) чуть посильнее обычного... Почувствовали, что
струна начала чуть-чуть фальшивить?
Второе: определитесь с неуловимой нотой Ми (или какой угодно другой). В
Этом - 50 % успеха. Напомню классический гитарный строй: E (Ми) H (Си)
G (Соль) D (Ре) A (Ля) и снова E (Ми). С первой (самой тонкой) по
шестую (басовую) струну. Конечно, настраивать можно по любой ноте,
только учтите, что струны, настроенные ниже Ми могут начать дребезжать,
а струны, периодически настраиваемые выше, потом перестают строить на
Ми, что логично происходит непластичная деформация струн.
Полезно применять следующий алгоритм:
настроив одну струну (например, первую), начинайте настраивать вторую и
третью струны по первой. Третья струна, прижатая на десятом ладу,
должна звучать как первая. Аналогично для других струн (только пятая,
прижатая на одиннадцатом ладу, должна звучать в том с третьей). Этим мы
добиваемся, во-первых, более точной настройки,
во-вторых, в случае старой или плохо строящей гитары, ищем оптимальную
настройку, проверяя, скажем, ту же третью струну по второй и по первой.
Важен и следующий момент: при настройке увеличивайте натяжение струн,
доводя до нужного тона. Если перетянули - спустите и снова начинайте.
Струны имеют обыкновение (в следствие трения) спускаться не до конца.
Гитара очень быстро расстроится.
Ну и наконец, если все сделано, а гитара все равно звучит фальшиво. У
этой ситуации могут быть две причины: первая - это струны. Дело в том,
что при игре на струнах в местах прижимания к порожкам образуются
микроизгибы. Вы никогда не пробовали играть на струне с заломом? Любой
залом, изгиб имеет другие характеристики по растяжению, да и на худой
конец, струна может просто порваться.
Что делать, если струны новые, хорошие, а должного звучания нет? Попробуйте настроить гитару
по аккордам. Суть проста: добивайтесь хорошего звучания, зажимая
аккорды. Компромисс между звучанием на всех аккордах будет найден.
На старых гитарах или гитарах с гибким, тонким грифом будет оптимальнее
начать настройку с басовых струн. Просто сила натяжения басовых струн
выше, чем первых и, настраивая с первой струны, можно испортить всю
работу, дойдя до басов. Гриф при разном натяжении струн имеет разный
изгиб.