При выборе струн, как и при выборе музыкального
инструмента, на мнение знакомых особенно полагаться не следует. Тем
более это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных
магазинах, часто навязывающих неопытному покупателю самый дорогой
товар, имея с этого максимальные премиальные.
Не погрешу против истины, если скажу, что за свою жизнь любой гитарист со стажем
перепробует ни один десяток разных видов струн и поменяет свое мнение
не один раз. Поэтому данная статья призвана не давать рекомендации по
выбору конкретных марок струн, а познакомить читателей с их
современными видами и принципиальными конструктивными отличиями. В
отношении однотипных струн разных производителей можно смело
утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может быть сделан
музыкантом лишь на основании собственного опыта.
Вначале немного о том, что собой представляет струна.
В принципе, струной можно считать любую нить или проволоку с намоткой
или без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается.
Когда-то, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши далекие предки
играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из сухожилий животных),
кишечных (сделанных из кишок животных), шелковых, бронзовых, медных и
струнах, изготовленных из растительного сырья. Из всех перечисленных
дожили до наших дней только кишечные, но и их в силу ряда причин лишь
изредка можно встретить на арфах да еще старинных инструментах в
ансамблях средневековой музыки.
Обмотка на струнах появилась лишь в конце XVIII - начале XIX в.в. Она позволила улучшить тембр басовых струн,
одновременно снижая их натяжение, что облегчило исполнение, обогатило
технические возможности и тембр большинства музыкальных инструментов
того времени. Тогда же, с изобретением рояля, появляются первые струны
на стальной основе, позднее нашедшие применение и для других
инструментов.
XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн, прибавив к уже существующим много новых: синтетические,
на стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской или
полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и более
материала), комбинированные и др. Попробуем разобраться, чем
определяется необходимость такого разнообразия.
Виды струн
Кишечные струны. Повсеместно неверно называются
"жильными", хотя к «жилам», а точнее к сухожилиям они никакого
отношения не имеют, поскольку делаются из кишок животных. В России этот
тип струн не производится, да и на Западе эта технология сходит на нет,
постепенно уступая место синтетике. Несмотря на то, что в последнее
время заграницей кишечные струны научились лучше защищать от внешних
воздействий, на инструментах с металлическими ладами они долго не
держатся. Эти струны также имеют неприятную способность терять свои
качества в условиях повышенной температуры и влажности, в том числе от
пота пальцев. И хотя кишечные струны привозят в Россию частным образом
любители старинной средневековой музыки, в свободной продаже они
практически не встречаются.
Синтетические струны - используются только для
"классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за
своей мягкости. В середине XX века эти струны пришли на смену нестойким
кишечным. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая
нейлоновая леска, называемая монофиламентом. Три басовых струны
изготовлены на мульти/полифиламентной синтетической основе (состоящей
из большого числа нитей) из того же нейлона с поверхностной проволочной
обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока
круглого профиля (round wound) из посеребренной меди. Серебряное
покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо
смотрится, но и является индикатором износа струны, а также не
позволяет пачкаться пальцам, хотя и довольно быстро истирается. При
этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в
местах контакта с ладами гитары. В последнее время многие фирмы с
успехом используют в качестве обмотки синтетических струн другие
медесодержащие сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и
фосфорную бронзу), которые заметно превосходят по долговечности
посеребренную медь.
Синтетические струны повышенной плотности изготовлены
из изобретенного в конце XX века в Японии нового синтетического
материала карбона (иногда его называют флюоро-карбоном). Поскольку
плотность карбона выше, чем у нейлона примерно на 90%, при том же
натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из
карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами.
Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед нейлоном
заметно большая звонкость. Их единственный недостаток - гораздо более
высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в
4-6 раз. Басовые струны комплектов с карбоновыми верхами могут
изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с
использованием традиционного нейлонового - различие в звонкости у
"витых" струн менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие
отличия имеют принципиальное значение. Во всяком случае, карбоновое
волокно в последнее время все активней применяют при производстве
"витых" синтетических струн для скрипки, альта, виолончели, и эти
струны пользуются все большим успехом.
Струны на стальной монолитной основе используются
очень широко в эстрадной музыке, там, где в звуке больше ценится
звонкость ("металл”). Эти струны имеют в полтора-три раза большее
натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары другой,
усиленной конструкции (западные модели "вестерн", "джамбо" или российские гитары
с изменяемой высотой грифа). Основой/керном этих струн служит
высокопрочная, так называемая "рояльная сталь". Она же используется в
"голом виде" для верхних двух/трех струн. В качестве обмотки стальных струн
чаще всего применяются сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали
или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в
американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза.
Все материалы обмотки различается по твердости и упругости, придавая
струнам различную жесткость, а их колебаниям различный характер, что
отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на звучании инструмента.
Профиль обмотки "витых" струн также бывает разным,
самым распространенным из которых является так называемая "круглая
обмотка"/"round wound", обеспечивая струнам максимальную звонкость,
особенно заметную в первый период после их установки. В качестве
отступления отмечу, что сегодня в России среди любителей довольно
популярны струны отечественного производства на стальной основе с
обмоткой из посеребренной меди, имеющих помимо внешней
привлекательности и существенные недостатки. Дело в том, что стальная
основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад
так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой
посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем
имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п.,
не имея при этом никаких преимуществ по звучанию.
Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой
обмоткой ("flat wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной
наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для
струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки, за что их и
любят ставить некоторые гитаристы,
особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон.
Предпочитают их и те исполнители, которых сильно раздражает изменение
во времени тембра струн с круглой обмоткой, вызванного постепенным
сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают менее
яркий матовый звук, контрастирующий со звонким звучанием верхних
стальных струн без обмотки.
На пороге XXI-го века в США были разработаны два новых вида гитарных стальных струн
с тонкой синтетической оболочкой "витых" струн комплекта. У первого
вида поверх традиционной круглой обмоткой положена тонкая ленточная
обмотка из синтетического материала типа тефлон, обладающего пониженным
трением. Она призвана защитить витую струну от проникновения пота и
грязи от пальцев между витками обмотки, сделать поверхность струны
более скользкой, а также замедлить сплющивание витков обмотки струн при
контакте с ладами. Второй вид струн отличается от первого тем, что
здесь уже сама проволока обмотки заключена в оболочку из пластика,
отчего межвитковые зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота
и грязи, но от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а
возможно даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши,
особенно для тех гитаристов, которые хотели бы максимально продлить
срок службы витых струн, а особенно для тех, кто обладает от природы
едким химическим составом пота, способным разъедать металл обмотки.
Однако помимо заметно более высокой стоимости, струны в пластиковой
оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как говорят
профессионалы) призвука, характерного для струн с круглой обмоткой в
первые часы игры, который настолько ценится профессиональными гитаристами, что ради одного этого они готовы ставить новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.
Струны на стальном тросике стали привозить в Россию относительно
недавно (примерно с 2000 года). Производители представляют их как
струны для классической гитары из-за их относительной мягкости.
Установленные на инструмент они сразу поражают
академических/классических гитаристов тем, что практически не тянутся и
быстро меняют высотность при минимальном повороте колков. Пока даже в
Москве и Питере эти струны редко встречаются в продаже - они достаточно
дороги и непривычны, что не способствует быстрому росту их популярности.
О мензурах гитар
Для всех разновидностей гитарных струн
существует множество типоразмеров, что обуславливается разнообразными
требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой их инструментов. О
последнем чуть подробнее. В отличие от смычковых инструментов, где
рабочая длинна струн полного (4/4) инструмента практически одинаковая,
гитары могут довольно сильно отличаться своей мензурой. Встречаются
инструменты с мензурой от 575 мм до 674 мм, на которых один и тот же
комплект струн будет иметь разное натяжение. Чтобы получить идентичное
натяжение струн, для более короткой гитары следует
брать более тяжелые (почти всегда более толстые) струны. И хотя в
последнее время стандартной мензурой гитары все чаще считают размер
648-650мм, у автора этой статьи есть своя точка зрение на то, какой
должна быть точная мензура гитары.
О натяжении струн
Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли определять по
номеру первой струны, указанной в тысячных долях дюйма. Например,
комплект струн на стальной основе №10, это комплект у которого первая
струна имеет диаметр 0,010 дюйма=0,254 мм. Однако мало кто обращает
внимание на диаметры басовых струн, и напрасно. Американские струны для
акустических гитар на стальной основе, представленные в России очень
широко, как правило, рассчитаны на инструменты, на которых играют
медиатором. Эти комплекты предусматривают более сильное натяжение
басовых струн, чем традиционно предпочитает большинство российских
исполнителей, часто играющих пальцами в правой руке, имеющих
инструменты другой конструкции и скорее отдающих предпочтение не
громкости звука, а богатству его тембра и долгому "сустейну", т.е.
длительности звучания, присущие струнам с меньшим натяжением.
Натяжение гитарных струн на синтетической основе также
определяется исходя из сечений струн. При этом важно понимать, что
сравнивать по сечениям можно только однородные материалы. Так
сравнивать нейлон с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности
между этими материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше
будет различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески различие
в 0,002 дюйма (0,05мм) не является существенным для натяжения струн,
т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При сравнении лески из карбона
та же разница в 2 тысячных дюйма будет чуть больше - опять же из-за его
большей плотности.
Выводы
При выборе струн
главным образом необходимо отталкиваться от того, какое звучание
(тембр) нравится лично Вам, каким инструментом Вы располагаете и
отчасти то, какую музыку Вы исполняете. Начинающему гитаристу,
совершенно не имеющему опыта, при выборе струн весьма приблизительно
можно посоветовать следующее:
если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон), но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе звук будет слишком слабым и тусклым;
тем,
кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный, американского типа
инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более низкой посадкой струн над
грифом, следует предпочитать струны на стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых струн (правда, при этом требуются сильные пальцы);
тому,
кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли, но кого не
устраивает несколько "пластмассовое” звучание синтетических струн,
можно посоветовать ставить струны на тросике или на стальной основе с
низким натяжением №9 и №10. При этом вам, возможно, придется немного
увеличить высоту струн (главным образом басовых) над грифом за счет
высоты нижнего порожка, поскольку мягкие, а точнее, легкие струны имеют
больший диапазон колебаний и в момент колебаний могут задевать лады
инструмента при форсированном звукоизвлечении.
И еще один совет начинающим гитаристам – всегда
настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный инструмент не
может полноценно звучать. При перетяжке вы рискуете его деформировать,
а струны могут, если и не порваться, то вытянуться, и в правильном
строе звучать станут хуже. Слабое натяжение также нежелательно,
поскольку звук будет менее громким и звонким, а строй будет "плыть".
Учтите также, что даже самые дорогие "навороченные" струны в
неправильном строе будут звучать хуже, чем более простые, но
настроенные правильно и подобранные под инструмент и руки конкретного
исполнителя.